Упс... А тему-то, в которую хотел запостить удалили. Ну и ладушки, так даже лучше, потому как всё это не для противопоставления Классики и Альтернативы, а так, для общего развития.
Это своеобразное продолжение моего поста по теме о новом томе Саги, где промелькнул Азатот. Вопрос о его уместности... (о неуместности – на мой взгяд неуместности – всяких огров и полуросликов я уже высказался). Как был преподнесен Азатот в данном конкретном случае, я не знаю (может и правда режет глаз), но думаю, что всё ж сделаю исключение для этого тома и таки куплю его, бо действительно возникло желание почитать мистера Йенсена (попутно и на Азатота глянем, что за зверь)
Однако, чтоб показать нечужеродность лавкрафтовских фантазий в Хайбории, придется, наверное, дать понятие о классической версии этого мира. Такого, каким он был первоначально задуман.
Прежде всего, рассказы о Конане у Р.Говарда не являются закрытым циклом – это часть мегацикла, в который помимо «Хайбории» входят также рассказы о короле Кулле (условно назовем этот цикл «Турией»), рассказы о Бране Мак Морне (условно – «Каледония»), О Кормаке Мак Арте и небольшой цикл, который окрестим «Видения Прошлого». (ну плюс кое что из «Соломона Кейна» и отдельные рассказы, но они в данном случае не так важны)
Итак, как они увязаны между собой?
Ну, с «Турией» всё понятно. Неоднократно говорится о том, что Конан является дальним потомком Кулла-атланта, а если это недостаточно, то в эссе «Хайборийская эра» прямо говорится о том, что времена Валузии и Атлантиды предшествовали Хайборийской эпохе.
В цикле рассказов о пиктах Каледонии, есть упоминания о том, что эти «исторические» пикты являются потомками тех самых, что жили на островах во времена Атлантиды (приводится даже вся история народа от тех времен, с упоминанием гибели Атлантиды и Лемурии), сам же Бран, король пиктов, по утверждению колдуна Гонара ведет свой род от Брула Копьебоя, соратника короля Кулла. Более того, в одном из рассказов Гонар сумел на время материализовать дух спящего Кулла, дабы его полководческий талант помог пиктам в борьбе с Римской Империей.
С Кормаком все ясно – он современник Мак Морна, они пересекаются в одном или двух рассказах.
«Видения прошлого» - цикл о наших современниках, вспонинающих свои прошлые жизни. Два из них – «Долина Червя» и «Шествующий из Валгаллы» рассказывают о миграции асиров на закате Хайборийской эпохи.
Это введение в творчество Говарда я даю для тех, кто не знаком с чем-то помимо «Конана» и чтоб не возникло вопросов, почему я буду упоминать «нехайборийские» произведения.
Ну а теперь поясню какая у всего этого связь с Лавкрафтом и почему Говард считается одним из соавторов «Мифа Ктулху». Кроме придуманной Говардом книги «Культы Неизъяснимого» Фон Юнтца, которая упоминается Лавкрафтом наряду с Некрономиконом, это прежде всего идея о Змеином Народе (змеелюдях в русском переводе), который якобы создал мощную цивилизацию, на Земле до появления человечества. Эта идея была была подхвачена Лавкрафтом, который несколько раз упомянул змеелюдей в своих рассказах, а в «Тени из Безвременья» и «Хребтах Безумия» так прямым текстом говорится о змеелюдях Валузии. Кроме того, упомянут киммерийский вождь Кром-Йа, разум которого был замещен сознанием представителя инопланетной цивилизации (намек на возникновение среди киммерийцев культа Крома ).
Тех же змеелюдей позаимствовал еще один современник Говарда – Кларк Эштон Смит (у нас недавно издавали его сборник «Затерянные миры», правда перевод был никакущий, поэтому, если кому интересно, то в сети есть оригиналы). Смит поселил вырождающихся змеелюдей в своей Гиперборее – континенте, цивилизация которого погибла из-за оледенения (и предшествовала Семи Империям Говарда, но об этом чуть позже).
Используя все ссылки на змеелюдей у этих трех авторов, госпожа Аппель из «Хаосиума» написала даже своеобразную хронику их цивилизации. Она есть на сайте у Лекса (перевод на русский язык сделан непрофессиональным переводчиком – то есть мной – так что уж необессудьте)
Ну вот, о влиянии Говарда на «Миф» вроде рассказал, а теперь о влиянии «Мифа» на Хайборию...
1. В «Башне Слона» рассказывается история космического пришельца, которая перекликается с историей пришествия расы Ми-Го.
У Лавкрафта - это существа, явившиеся на Землю с окраины Солнечной Системы, планеты Юггот (Плутон), используя для перелета органы наподобие крыльев, ловящие солнечный ветер (или вроде того). Со временем многие из них утратили эти органы.
У Говарда пришельцы явились с «планеты Яг, что вращается на краю нашей вселенной», всё так же используя «крылья», которые потом были утрачены.
Нетрудно заметить и схожесть в названиях планеты – Yuggoth и Yag, а что до разницы в описании внешнего облика инопланетян, то у Лавкрафта несколько раз говорится о том, что Ми-Го могут управлять материей, из которой состоят их тела, принимая любую форму и приспосабливаясь к любым условиям обитания.
2. История колдуна Зогар Сага и его демонического брата – детей Джеббал Сага из рассказа «За Черной Рекой» перекликается с историей детей Йог-Сотота – почти человека и его брата, чудовищного существа, которое было призвано в конце рассказа.
3. В «Долине Пропавших Женщин» говорится о тварях, что обитают в пространстве за звездами, описание которых явно намекает на лавкрафтовских существ.
4. Те же намеки есть в «Алтаре Скорпиона» и «Проклятье Золотого Черепа» из Турийского цикла.
5. Они же в видениях Конана, которые посетили его в пещерах Голамайры («Тени Ужаса» деКамп и Картер)
6. В «Долине Червя» асир Сигурд и пикт Горм сражаются с древнем божеством-чудовищем, явление которого сопровождалось двумя уродцами-флейтистами. Намек более чем прозрачный. Флейтисты-идиоты сопровождают Танцоров из Двора Азатота.
А теперь более явные упоминания (Говард и последователи):
7. В «Червях Земли» («Бран Мак Морн») колдунья два раза клянется Черными Богами Р’лиеха (есть вариант перевода, где это просто Черные Боги).
8. В «Короне Кобры» фигурирует идол бога Цатоггуа, которому поклонялись змеелюди (идея самого божества взята из «Гипербореи» Смита, но часто использована и другими «мифотворцами»)
9. В миницикле, который по-русски известен как «Ветра Аквилонии» упомянуты аж три божества из «Мифа» - Йиг, Темный Хан (именно Han, восточный титул по-английски пишется иначе) и Бйатис.
10. У Леонарда Карпентера в его «Конине» упомянуты Цатоггуа и Бокраг. А так же погибший город Иб.
11. Кормак Мак Арт в одном из рассказов выслушивает историю умирающего христианского священника, которого посетило видение жуткого прошлого Земли. Видение практически дублирует историю мира, приведенную в «Хребтах Безумия» Лавкрафта. Тут и звездоголовые пришельцы и змеелюди. Единственное, то ли Говард что-то напутал, то ли разум Отца Фабрициуса перед смертью всё смешал в кучу, но одного из переживших свое время змеелюдей он именует почему-то Шогготом (хотя на самом деле это аморфные слуги звездоголовых)
12. В «Тенях Ужаса» Лин Картер вводит божество Ксотли, которое во-первых «ктулхуобразно», а во-вторых, судя по имени, имеет отношение к Ксотской Триаде (вклад Лина Картера в «Миф» - троица потомков Ктулху, рожденных на звезде Ксот)
Ну вот, всё что вспомнил... (я не упоминаю о тех случаях, когда элементы «Мифа» использовались в русской «Саге», но самыми явными были Йог-Сагот, Шуб-Ниггурат, Нъярлатотеп (которых почему-то поименовали Ктулхами) и Голгор (Гол Горот) в русском варианте «Саги о Кулле»)
Всё это послужило причиной того, что западные редакторы-составители серий считали говардовскую Хайборию одним из этапов псевдоистории нашего мира, который описывали Лавкрафт и Смит. Стараниями Лина Картера с Хайборией перекликается смитовская Гиперборея. Кроме змеелюдей, дикой Атлантиды, Лемурии, Му и Антилии (наличие которых еще ни о чем не говорит), там появились так же упоминания о Турии и находящихся там горах Залгары и городе Камула (из рассказов о Кулле). Исторически времена Гиперборейского континента предшествуют временам Семи Империй.
Кроме того, кое кто включает в единый мегацикл и «Лемурию» самого Лина Картера, однако вряд ли самим автором всё это было задумано как часть общей истории. Там, конечно, есть и змеелюди (Драконьи Короли), переселившиеся в Лемурию с погибшей Гипербореи, и некие безумные боги Хаоса, обитающие в пространствах за звездами и даже целый общий с «Тенями Ужаса» фрагмент, который для Тонгора является видением далекого будущего, а для Конана древней легендой, но всё равно общая атмосфера как-то не та... В общем, тут вопрос очень спорный.
Типа вот. Кому интересно – осилит, кому нет – ну и ладно.